?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давненько я ничего не писал, а тут вот съездил на манёвры и осознал одну интересную штуку. Душа требует поделиться с окружающими.

Манёвры - просто замечательный формат для желающих как следует раздать и выхватить по репе )) Сражения 200 на 200 и даже 300 на 300 - это уже формат небольших средневековых сражений. Важно что на манёврах уже после пары сходок действия бойцов начинают (ну, мне так кажется) напоминать действия бойцов тех времён. Исчезает излишняя бодрость, все уже утомлённые, у многих мелкие травмы - нормальное состояние для бойца после многодневного перехода )))

И тут сразу видно насколько важны в процессе такие вещи как:
- физическая подготовка (способность продолжать бодро бегать и махать мечом после 4х минут боя)
- умение работать в команде (способность командира увидеть _куда_ надо ударить кулаком и умение кулака вовремя ринуться за командиром)

И ещё две вещи сильно влияют на расклад сил - командование и боевой дух бойцов. Воодушевлённые или, например, обозлённые недавней неудачей бойцы сражаются существенно лучше, хорошо теснят врага, лучше выкладываются. Грамотное командование - вообще на вес золота. Способность удержать от немедленного вступления в бой пару "ударных кулаков" и заткнуть ими дыру в строю в нужный момент (или расширить дыру в чужом строю) - может решить исход всего сражения.

Командования на манёврах остро не хватает. На мой взгляд, нужны флаги отрядов и трубы. И, конечно, сами командиры )) Флаг на 10-20 бойцов с единой задачей позволяли бы:
а) бойцам увидеть где сейчас их отряд и что он делает
б) командирам отдавать простые команды типа "направо/налево/ко мне/отступаем". Такие команды надо дублировать барабанами или сигналами рожков - в шлеме фигово слышно и крики командира не доносятся до бойцов )))
в) командирам "всей стороны" - увидеть сколько в каком отряде бойцов, кто у них командир и раздать им задачи на бой.

Но это так, к слову. А сказать я хотел о боевом духе, а именно - о зачинщиках. В этот раз, когда бойцы уже подустали, то битва завязывалась не сразу. Все сходились на 10-20 метров и тупили. И тогда перед строем выходили 1-2-3 человека с каждой стороны и сражались. Иногда Змейс давал в мегафон команду "не мешать зачинщикам", иногда нет. И тут меня прям озарило...

Вот средневековый бой. Те же 2-3 сотни с каждой стороны. Междуусобица: то есть и князья-командиры родственники друг другу, да и бойцы никакой застарелой ненависти к врагу не испытывают. Умирать никому неохота, но князя не ослушаешься и вот войска сходятся лицом к лицу... на 100, на 50 метров. Где-то могут уже полететь стрелы, но все стоят за стеной щитов и потерь почти нет. И войска замирают в нерешительности. Понятно, что надо "навалиться" на врага и кто лучше навалится, тот, скорее всего и одолеет. Но те, кто первым побежит вперед - рискуют страшно (я сейчас не про викингов каких-нибудь, профессиональных налётчиков, а про армию где есть небольшая княжеская/графская дружина, а остальные - ополчение).

Так вот - войска замирают в нерешительности. Кидать первой вперёд дружину не всякий князь станет - у него "друзей" 1-2 десятка, это самое боеспособное и _управляемое_ ядро его армии, которое надо кидать в бой только тогда, когда станет видно - куда именно кидать. А ополчение, как я уже сказал, - стоит в нерешительности.

И вот тут надо сломать нерешительность ополчения. Они же все - твои сородичи. И из твоего строя выезжает один (а может сам-три) смелый и умелый воин. Он, скорее всего - хорошо известен среди твоей армии, его любят и надеются, что он в бою изрубит самых опасных воинов врага. И вот он выезжает вперёд - один. И, по законам чести, кабацкой драки и обезьяней стаи, ему навстречу (если не струсит) выезжает кто-то из самых опытных воинов врага (все враги скопом боятся идти вперёд и покидать безопасное укрытие за щитами, они также скованы нерешительностью). Расстояние от строёв до поединщиков - вдвое меньше, чем до врага, это 20, 30, 50 метров. Почти рядом. Их отлично видно и слышно всем воинам обеих армий. Зачинщики дерутся и - это важно! - никто на самом деле _не мешает_ воинам обеих сторон прийти к ним на подмогу. Кроме нерешительности. Но тут - наш богатырь падает из седла! Это же великий воин Имярёк! Блин! Вот он, до него - 20 метров и он умирает/ранен - в общем, ему нужна помощь.



И вот тут в голове у воинов что-то щёлкает - и они (на манёврах - сначала по одному, а потом всем строем) устремляются к поединщикам (именно чтобы вмешаться в поединок). Немедленно то же самое делает строй врага. Нерешительность сломлена. Битва началась. И, возможно, даже не суть важно, кто победил в поединке.

Наверное, когда армии стали более "профессиональными", необходимость в зачинщиках пропала - для нападения уже стало достаточно приказа командира. А сами поединки остались как полумистический старинный ритуал или поменяли свою функцию.

Но на манёврах, очевидно, для зачинщиков сейчас - самое время. Как и на крупных ролевых играх. Только никаких "правил поединков перед строем" не надо. Пусть в них стреляют, пусть к ним кидаются на помощь. Всё ради этого и делается. Это момент высшей личной славы - рискнуть шкурой чтобы (на личной харизме и известности, на уважении бойцов к тебе) сдвинуть с места свою армию.

А важное последствие именно для манёвров такое: не надо отменять "смерть" поединщиков. Она нужна - для мотивации окружающих.

Tags:

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
d_c_troy
May. 19th, 2014 12:17 pm (UTC)
Эпичненько так... :)
mourhoon
May. 19th, 2014 12:36 pm (UTC)
Хорошо описываешь эволюционный процес! Внушает доверие ;)
elotar
May. 19th, 2014 12:48 pm (UTC)
О, вот ради вскрытия таких феноменов стоит быть ролевиком!
xing_aka_kelos
May. 19th, 2014 01:41 pm (UTC)
Интересно, что есть и второй способ сломить нерешительность войска - князь-таки может сам лично, с дружиной поскакать вперёд. Очевидно, это более рискованный способ, но он тоже работал - на Руси он сохранился как древний обычай что первым копьё во врага должен сам князь лично. Война средневековья при всей её жестокости и прагматичности - сильно традиционное и мифологизированное дело. Когда тебе предстоит сражаться насмерть, ЛЮБОЕ средство идёт в дело.
aradan_1
Mar. 3rd, 2015 12:43 pm (UTC)
Прошу прощения за некропостинг, прочел недавний пост и заинтересовался автором.

Последним примером когда Царь пошел в бой и воодушевил войско - Полтавская битва - в самый трудный момент ПетрI ринулся вперед и т.д.
Я тут внимательно присмотрелся к этому моменту - и оказалось что он до врага, скорее всего, вообще не доехал: ставка располагалась на холме, охраняемая личной гвардией, рядом резерв, отошедшие в тыл отряды, уже побитые в бою...
Но вот ринувшийся в битву ЦАРЬ, со всем своим "гнездом" - это нечто сакральное, так что крик "Царь в атаку идет!" - этот такой сакральный призыв, родившийся где-то в тылу и швырнувший вперед ВСЕ войско, потом что Царь, помазанник божий шел в бой наравне со своими поддаными, что придало действию новый, сакральный, смысл.

xing_aka_kelos
Mar. 3rd, 2015 12:48 pm (UTC)
В поздние времена смыслы меняются. На манёврах можно наблюдать стиль боя, характерный (на мой не-реконский взгляд) для поздних родоплеменных сражений (отряды уже есть, подчинения ещё нет). Ещё до феодализма. Куда ж там с Петром сравнивать или с "появлением Кутузова на фронте" )
aradan_1
Mar. 3rd, 2015 09:52 pm (UTC)
я не о сравнении, я о примере, когда Царь (верховный правитель, помазанник божий) лично реализовал этот сакральный код.

То, что Маневры и близко к этому не подошли - самоочевидно. Особенно с учетом того, что осенью Маневрах я был "королем" с кучей ленточек и 10, что ли, хитами.
xing_aka_kelos
May. 20th, 2014 05:10 am (UTC)
И ещё одно соображение - в реалиях средневекового боя момент, когда армия "замирает в нерешительности", это момент страшной опасности. В любую секунду войску может показаться что врагов больше и войско дрогнет и побежит. И чем дольше войско стоит перед вражеским строем, тем живее каждому воину воображение рисует картину неизбежной смерти в грядущей мясорубке. И чем быстрее войска сойдутся в схватке после того как они реально увидят друг друга - тем лучше. И зачинщики, ускоряющие начало боя, становятся нужны и важны.

Опять же можно вспомнить "Храброе сердце", где начало сражения провоцировалось разнообразными оскорблениями врага. Всё что угодно, лишь бы не стоять лицом к лицу с противником в ожидании смерти.
bfish
May. 20th, 2014 09:20 am (UTC)
Это все хорошо когда в меру. Если действительно все устали.
Потому что нет ничего хуже чем когда ты уже готов к бою - стоять на жаре и пол часа смотреть на длинную и череду невнятных поединков, как это порой бывает на ролевых играх.
xing_aka_kelos
May. 20th, 2014 10:17 am (UTC)
Потому-то я и говорю - никаких специальных правил. Тогда никто никому не мешает пройти прямо сквозь поединок и впилиться во вражеский строй
cycanin_ezh
May. 20th, 2014 05:49 pm (UTC)
теория это конечно круто) но к практике имело очень мало отношения. единого командования не было, сказался уровень подготовки бойцов бывших на стороне оранжевых. поединщики большей части бойцов не прибавляли ни задора ни чего бы то ни было.
xing_aka_kelos
May. 21st, 2014 04:41 am (UTC)
Я же не про соотношение сил говорю. И не про командование, которого остро не хватало на обеих сторонах.

Это мои личные впечатления. Я дважды видел как замершие в нерешительности друг перед другом строи "срывались" друг на друга именно в ходе мероприятия типа "пара парней рванулась на помощь нашим поединщикам, и тут уже понеслась". И в эти разы поединщики что-то значили. А когда Змейс типа что-то там командовал про "не мешать" - поединки, конечно, только увеличивали тупку.
vm_lj
Jan. 5th, 2015 05:27 am (UTC)
offtopic
( 13 comments — Leave a comment )